ФНС: два случая неуплаты взносов с МРОТ директора
1. При передаче полномочий единоличного исполнительного органа по договору ИП - управляющему.
В случае, когда управление компанией передано по договору ИП - управляющему, такой договор является не трудовым, а гражданско-правовым.
Вознаграждения, выплачиваемые ИП, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков - работодателей.
2. При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве
При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, кандидатура которого представляется СРО, членом которой является временный управляющий.
Вознаграждения, выплачиваемые арбитражным управляющим, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков - работодателей.
А что если компания в стадии ликвидации и назначен ликвидатор?
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Поскольку к ликвидатору, по сути, переходят полномочия единоличного исполнительного органа, в отношении физического лица, являющегося ликвидатором коммерческой компании, ежемесячно определяется минимальная база для исчисления страховых взносов, исходя из размера МРОТ.
Основание: Письмо ФНС России от 18.03.2026 г. № БС-36-11/2025@
Напомню, страховые взносы за руководителя с МРОТ также не начисляются, если:
- директор на СВО в связи с призывом на военную службу по мобилизации, заключением контракта или в добровольческом формировании (в это время он не выполняет обязанности руководителя, поэтому взносы из МРОТ за него платить не нужно, так как директор не имеет возможности фактически управлять компанией)
- компания применяет спецрежим АУСН (так как тариф страховых взносов 0%)